Соотношение антимонопольного законодательства и отраслевого законодательства о газоснабжении (постановления Правительства РФ №1245, №549)? Необоснованный приоритет антимонопольного законодательства в правоприменительной практике?

29 ноября 2017, 18:17

В соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» на антимонопольную службу возложены права и обязанности по контролю деятельности субъектов естественных монополий.

В целом ряде законодательных актов так же прописаны особенности антимонопольного регулирования в отдельных сферах. Дополнительные антимонопольные механизмы установлены в Федеральном законе от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О газоснабжении в РФ») соответственно в отношении сферы газоснабжения. Данный Закон содержит главу VII «Антимонопольное регулирование газоснабжения», которая определяет дополнительные к общим требованиям антимонопольного законодательства антимонопольные правила в сфере газоснабжения.

Статья 27 указанного Закона регламентирует вопросы доступа организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям. Согласно данной статье организации - собственники систем газоснабжения обязаны обеспечить, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, недискриминационный доступ любым организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации, к свободным мощностям принадлежащих им газотранспортных и газораспределительных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Предназначенный для транспортировки указанными организациями газ должен соответствовать требованиям, утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях реализации норм комментируемой статьи ФАС России подготовлен проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

В обозначенных Правилах недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по сетям газораспределения дается официальное определение недискриминационного доступа, а также регламентируются особенности предоставления услуг по транспортировке газа.

Под недискриминационным доступом, в частности, понимается обеспечение лицом, владеющим на праве собственности или ином законном основании сетью газораспределения, равных условий доступа к услугам по транспортировке газа по сети газораспределения, а также равных условий при подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения.

Хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке, запрещено совершать действия, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В настоящее время есть два постановления Правительства РФ, которые регламентируют вопросы доступа к магистральным трубопроводам и вопросы доступа к распределительным трубопроводам: Постановление Правительства РФ от 25.11.2016 № 1245 «О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан». Вместе с тем, эти документы не прописывают вопросы детально, поэтому у независимых организаций периодически возникают проблемы с доступом и на рынки газа, и к газовым трубопроводам.

Антимонопольное законодательство по своему содержанию носит преимущественно императивный, запретительный и ограничительный характер (запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов, на согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, на недобросовестную конкуренцию и т.п.).

Таким образом, антимонопольное законодательство стремится к фактическому выравниванию участников регулируемых им отношений, чтобы исключить возможность экономически сильного, доминирующего на рынке субъекта влиять на конкуренцию.

Наверх