Размещение рекламы в электронных СМИ (соцсети), особенности?

12 марта 2020, 16:20

Следует отметить, что в российском законодательстве отсутствуют специально определенные юридические понятия «электронные СМИ», «социальные сети» при том, что использование таких терминов в обще употребляемом смысле не является равнозначным.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием); под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.

В статье 8 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» определено, что редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.

Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Исходя из приведенных законоположений, можно сделать вывод о том, что к электронным СМИ можно отнести сетевое издание, которым является не любой сайт в сети «Интернет», а только такой, который зарегистрирован в качестве средства массовой информации.

Тем самым, социальные сети, к примеру «ВКонтакте» и «Одноклассники», представляющие собой сайты в сети «Интернет», не зарегистрированные в качестве сетевых изданий, не относятся к электронным СМИ.

Вместе с тем, представляется, что объединяющим фактором социальных сетей и сетевого издания (как электронного СМИ) является Интернет-пространство, с использованием которого осуществляется распространение различной информации как на электронной площадке (сайте) сетевого издания, так и на электронной площадке (сайте) социальной сети.

В этой связи следует отметить, что Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон «О рекламе») не устанавливает специальных требований к порядку такого способа рекламирования как использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения рекламы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Как следует из указанного понятия, способы распространения рекламы не ограничены, соответственно, к таким способам распространения относится также информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет». В главе 2 Федерального закона «О рекламе», определяющей требования к отдельным способам распространения рекламы, специальных требований к рекламе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не предусмотрено, однако такая реклама должна соответствовать как общим требованиям, установленным Федеральным законом «О рекламе», в том числе требованиям достоверности и добросовестности, так и специальным требованиям, установленным Федеральным законом «О рекламе» в отношении рекламы отдельных видов товаров и услуг.

Так, не допускается: распространение рекламы по электронной почте без предварительного согласия адресата на получение такой рекламы (часть 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе»), рекламораспространителем которой признается владелец электронной почты, с адреса которого отправлена такая реклама; размещение в сети Интернет рекламы алкогольной продукции (пункт 8 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе»), размещение в сети Интернет рекламы товаров, запрещенных к рекламированию (статья 7 Федерального закона «О рекламе»), например, табачных изделий, рекламы оружия, рекламы азартных игр (статьи 26, 27 Федерального закона «О рекламе»), и рекламораспространителем такой рекламы признается владелец (администратор) сайта, поскольку он осуществляет наполнение данного сайта информацией и обладает правами модератора размещаемой информации.

В части рекламы основанных на риске игр, пари, которая, как и реклама азартных игр, регулируется статьей 27 Федерального закона «О рекламе», следует обратить внимание на следующие особенности.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 2.2 статьи 27 Федерального закона «О рекламе» помимо случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, допускаются размещение, распространение рекламы основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети «Интернет»):

- на сайтах, зарегистрированных в качестве сетевых изданий, специализирующихся на материалах и сообщениях физкультурно-спортивного характера;

- на официальных сайтах общероссийских спортивных федераций либо профессиональных спортивных лиг;

- на сайтах, владельцем которых является учредитель телеканала спортивной направленности, не являющегося телеканалом, доступ к которому осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств.

Распространение рекламы основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не подпадающих под критерии, перечисленные в подпункте "б" пункта 1 части 2.2 статьи 27 Федерального закона «О рекламе», не допускается.

Учитывая положения Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», следует констатировать, что наряду со специализацией в заявлении о регистрации средства массовой информации указывается тематика средства массовой информации, которая в дальнейшем переносится в свидетельство о регистрации средства массовой информации.

Соответственно, в случае если специализацией (тематикой) средства массовой информации или одной из специализаций (тематик) является спортивная специализация (тематика), то такое средство массовой информации вправе размещать на сайте, зарегистрированном в качестве сетевого издания рекламу основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и (или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах.

Таким образом, Федеральным законом «О рекламе» ограниченно допускается размещение рекламы основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и/или средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

Наверх