Нормы Закона «О СМИ», нуждающиеся в корректировке согласно Закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (противоречия, судебная практика по данному вопросу)

09 сентября 2019, 12:07

Представляется необходимым отметить, что антимонопольный орган не наделен полномочиями осуществлять государственный контроль за соблюдением правовых отношений, регулируемых Законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральным законом от 29.12. 2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Соответственно, антимонопольный орган не может привести оценку противоречий таких законодательных актов и у него отсутствует судебная практика по данному вопросу.

В силу норм статьи 33, статьи 35.1 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и проводит проверки рекламы на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.

Вместе с тем, Федеральный закон «О рекламе» содержит отсылочные нормы, касающиеся вопросов информационной безопасности несовершеннолетних.

Отсылочные нормы, касающиеся распространения рекламы в средствах массовой информации, также содержатся и в Законе о СМИ.

Статьей 36 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» определено, что распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе.

Тем самым к отношениям по распространению рекламы в средствах массовой информации применяются специальные нормы, содержащиеся в специальном нормативно-правовом акте - Федеральном законе «О рекламе», которым предусмотрены требования к рекламе информационной продукции.

В соответствии с частью 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», без указания категории данной информационной продукции.

Согласно пунктам 5 и 12 статьи 2 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» под информационной продукцией понимаются предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи; оборот информационной продукции определяется как предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством зрелищных мероприятий), распространение посредством эфирного или кабельного вещания, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации; под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.

Мордовское УФАС России в своей правоприменительной практике при квалификации события нарушения по части 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» использовало вышеприведенные дефиниции, придерживаясь позиции, что любое эфирное вещание, будь то телеканал или радиоканал, есть ни что иное, как распространение информационной продукции, распространение продукции средства массовой информации, и тем самым подпадает под понятия продукции средства массовой информации, информационной продукции, соответственно, в рекламе любого телеканала или радиоканала должно содержаться указание на его кодификацию в качестве информационной продукции.

Однако сложившаяся у Мордовского УФАС России судебная практика внесла поправки в такую позицию.

Вывод судебной практики по делу № А39-6133/2018 (аналогичная позиция выражена судом и в другом регионе по делу № А69-72/2018): предусмотренные частью 10.1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» обязательные требования об указании в рекламе категории информационной продукции применяются только к определенным Законом о средствах массовой информации видам информационной продукции, под которой, в отношении радиоканала понимается отдельный выпуск радиоканала, радиопрограммы и т.п., а не радиоканал в целом. В этой связи реклама «Реклама на Дорожном радио 6-46-03 Вместе в пути! DOROGNOE.RU Заказ рекламы по телефонам: 6-46-03, 8-927-274-85-50» с изображением логотипа «Рузаевка ДОРОЖНОЕ 98.8 РАДИО» признана судом не содержащей в себе рекламы конкретной информационной продукции указанного радиоканала, как средства массовой информации. Соответственно, на рекламораспространителя не возлагается обязанность указывать в такой рекламе категорию информационной продукции.

Наверх