Контроль за соблюдением законодательства о рекламе за 8 месяцев 2020 года
16 августа 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

За 8 месяцев 2020 года в Мордовское УФАС России поступило 16 заявлений с претензиями к рекламе, при рассмотрении которых в 9 случаях нарушения рекламного законодательства не подтвердились, а по 7 заявлениям возбуждены дела по признакам нарушения законодательства о рекламе. По результатам рассмотрения 7 возбужденных дел принято 7 решений о признании нарушения рекламного законодательства, на основании которых участникам рекламной деятельности выдано 8 предписаний о прекращении допущенного нарушения.

         Вместе с тем, возбуждено и рассмотрено 1 дело в отношении органа местного самоуправления муниципального района, выдавшего Индивидуальному предпринимателю разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований части 5.1 статьи 19 Федерального закона «О рекламе». Разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции было выдано в отсутствие договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенного владельцем рекламной конструкции с собственником земельного участка, находящегося в государственной собственности, и в отсутствие рекламного места в схеме размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования, наличие которых являются необходимыми условиями для принятия решения уполномоченным органом местного самоуправления о выдаче такого разрешения. Органу местного самоуправления выдано предписание об аннулировании разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (в стадии исполнения).

         По выявленным фактам нарушения законодательства о рекламе возбуждено производство 7 административных дел по статье 14.3 КоАП РФ. По результатам рассмотренных дел применены следующие меры административной ответственности: в отношении 1 юридического лица и 1 Индивидуального предпринимателя вынесены постановления о наложении штрафа на общую сумму 104000 рублей; в отношении 2 юридических лиц и 3 Индивидуальных предпринимателей, относящихся к субъектам малого и среднего бизнеса, и впервые совершивших нарушение законодательства о рекламе, вынесены постановления с предупреждениями.

         В рамках состоявшегося в текущем году судебного обжалования прошёл проверку в судах первой и апелляционной инстанций административный штраф в сумме 100000 рублей, примененный к юридическому лицу в конце 2019 года. Суды подтвердили законность постановления Мордовского УФАС России о наложении штрафа, назначенного рекламораспространителю за рекламную спам-рассылку.

         Актуальные изменения в законодательстве о рекламе.

         В преддверии чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года (с 11 июня по 11 июля 2021 года), следует обратить внимание на следующие изменения правового регулирования отношений в сфере рекламы.

         С 01.05.2019 вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2019 № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедерации FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с подготовкой и проведением чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года».

         Статьей 6 данного ФЗ предусмотрено установление Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедерации FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» особенностей размещения и распространения рекламы. Особенности размещения, распространения рекламы и осуществления торговой деятельности в период осуществления мероприятий и мероприятий UEFA Евро 2020 закреплены статьей 18 ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедерации FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 108-ФЗ).

         Согласно части 1.1 статьи 18 Закона № 108-ФЗ в дни проведения матчей UEFA Евро 2020 и предшествующий им день размещение, распространение рекламы в местах проведения мероприятий UEFA Евро 2020 и на расстоянии ближе чем две тысячи метров от внешних границ мест проведения матчей UEFA Евро 2020, а также в воздушном пространстве над такими местами допускаются только при условии заключения соответствующего договора с UEFA или уполномоченным лицом UEFA либо получения от UEFA или уполномоченного лица UEFA письменного согласия на осуществление указанной деятельности.

         Частями 8 – 10 статьи 18 Закона № 108-ФЗ установлены особенности размещения (трансляции) в местах проведения мероприятий UEFA Евро 2020 рекламы средств индивидуализации производителей пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, вина, а также рекламы основанных на риске игр, пари, осуществляемых организаторами азартных игр в букмекерских конторах, и(или) средств индивидуализации организаторов азартных игр в букмекерских конторах, если указанные лица являются коммерческими партнерами UEFA.

         Актуальная законопроектная деятельность в сфере рекламы.

         На рассмотрение депутатов Государственной Думы РФ внесен законопроект об указании обязательств по кредиту в его рекламе.

         Автором изменений выступила заместитель председателя нижней палаты Ирина Яровая, предложившая внести в Федеральный закон «О рекламе» такое требование: «Реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом». При этом такому предупреждению рекламе, распространяемой в радиопрограммах, должно быть отведено не менее чем три секунды; в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видео обслуживании – не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 7% площади кадра; в рекламе, распространяемой другими способами, должно быть отведено такому предупреждению не менее чем 10% рекламной площади.

         Тем самым предлагается установить требования по аналогии с требованиями, предъявляемыми к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг.

         Предлагаемые меры направлены в первую очередь на защиту прав потребителей рекламы с целью оградить их от ошибочного представления о бесплатности кредита и от возможных негативных последствий. Граждане должны иметь доступную и понятную информацию о риске утраты своего имущества при неисполнении кредитных обязательств по договору кредита (займа), чтобы принять взвешенное решение о пользовании такими финансовыми услугами.

         Деятельность Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия.

         Экспертный совет образован          в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о рекламе, а также выработки предложений по его совершенствованию.

         Экспертный совет является консультативно-совещательным органом при Мордовском УФАС России, заседания которого проводятся ежеквартально.

         Решения Экспертного совета носят рекомендательный характер и представляются в Мордовского УФАС России для принятия решений о соответствии рекламы требованиям действующего законодательства.

         Основной задачей Экспертного совета является экспертиза и оценка содержания рекламы, представленной на рассмотрение Экспертного совета, в том числе оценка воздействия рекламы на потребителей рекламной информации и анализ соответствия действительности сведений, сообщаемых в рекламе.

         Немаловажную роль в работе Экспертного совета занимает обсуждение актуальных вопросов, направленных на профилактику и предупреждение правонарушений в сфере рекламы, пропаганду правовой культуры в сфере рекламы.

         За 8 месяцев 2020 года было проведено два заседания Экспертного совета, на которых рассматривались вопросы, касающиеся:

         - особенностей аудиорекламы при включении в неё обязательной к размещению информации;

         - особенностей защиты несовершеннолетних от негативного воздействия рекламы;

         - оценки наружной рекламы «ПИВ&Ко добродушный магазин»;

         - оценки наружного оформления магазина слоганом «ГЛАВПИВО главное пиво твоего района».

Наверх