Доклад на тему 30 лет антимонопольному регулированию
16 августа 2020, 00:00
Тип документа:
Доклады

30 лет назад — 14 июля 1990 года — образован Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур — первое российское антимонопольное ведомство, предшественник Федеральной антимонопольной службы.


- 30 лет назад нашим коллегам пришлось создавать все с нуля. Они обеспечили переход экономики от плановой к рыночной, разработали антимонопольные правила для рыночных игроков, поддержали деятельность новых экономических структур. Мне приятно, что в Мордовском Уфас России до сих пор самоотверженно трудятся те, кто тогда стоял у истоков этого процесса – это Лариса Викторовна Васенкина и Евгений Николаевич Ивенин. Прекрасные наставники, профессиональны своего дела, я признателем им за их самоотверженный труд.
 - За это время произошли большие изменения в законодательстве, и особенно масштабные в последние 16 лет. Исходя из потребностей экономики и международного опыта, были введены многие положения и механизмы антимонопольного регулирования. С 2006 года контролируются закупки органов власти, с 2014-2015 годов ФАС осуществляет контроль в сферах гособоронзаказа и тарифного регулирования.
Уже принято четыре антимонопольных пакета поправок, и мы надеемся на скорейшее принятие пятого, цифрового пакета, уже внесенного в Правительство. Все они являются реакцией на структурные преобразования товарных рынков.
Принципиально, что мы перешли от функции исключительно защиты конкуренции к ее развитию. В 2017 году утвержден Национальный план развития конкуренции до 2020 года. Это большое достижение.
Все органы власти — от федеральных до муниципальных — получили задания. Все 85 субъектов РФ выработали планы мероприятий («дорожные карты»). В них обозначены как системные меры по улучшению конкурентной среды в регионе (поддержка малого предпринимательства, совершенствование закупочной деятельности, процессов управления госимуществом, упрощение доступа к финансовым ресурсам), так и мероприятия по увеличению доли частного сектора на выбранных регионом товарных рынках. Уже есть результаты. Во всех отраслях экономики, исключая сферы деятельности субъектов естественных монополий и организаций ОПК, присутствует не менее трех хозсубъектов, причем как минимум один из частного бизнеса. По сравнению с 2017 годом в 1,3 раза сократилось количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти.


Руководитель ФАС России Игорь Юрьевич Артемьев в своем интервью «Парламентской газете» отвечая на вопрос Корреспондента о том, сколько  понадобится еще времени, чтобы идеи антимонопольной политики овладели управленческими элитами, чтобы в России утвердилось понимание о конкуренции как двигателе развития и Что мешает ускорению процесса? рассказал, что Мы уже не в пустыне антимонопольного регулирования. Нужно было время, чтобы осознать ценности конкуренции. И хотя они мало чего стоят в денежном выражении, но через реализацию проекта дают гораздо сильнее эффект, чем через большие деньги.
Если говорить о вызовах, то это государственно-монополистические тенденции, ограничение конкуренции органами власти, недостаточное использование потенциала малого и среднего предпринимательства. Среди проблем Игорь Юрьевич бы назвал еще тарифную дискриминацию и картелизацию конкурентных сфер экономики.
Причин торможения много — объективных и субъективных. Объективные барьеры для экономического развития регионов — это локализация природных ресурсов, востребованных глобальным рынком, в относительно небольшом числе субъектов и слаборазвитая инфраструктура, особенно в периферийных территориях.
Далее, у нас мало крупных агломераций, способствующих развитию за счет эффекта масштаба, редкая сеть городов и низкая плотность населения. Это замедляет распространение инноваций.
Еще один фактор — пространственная поляризация расселения. Много лет идет процесс стягивания населения из периферии к более крупным центрам и в их пригороды. Отсюда дифференциация российского пространства и неравномерность развития регионов. Проблемой является и неблагоприятный предпринимательский климат.
Например, сейчас мы переживаем пандемию, которую никто не мог предугадать. Ее негативные последствия очевидны. В целом же факторами торможения можно назвать неисполнение или несвоевременное исполнение мероприятий Национального плана развития конкуренции органами власти, формальный подход как к формулированию ожидаемого результата, так и к оценке степени его достижения. Влияет и отсутствие персональной ответственности должностных лиц за порученное дело.
Государственная конкурентная политика только тогда эффективна, когда она системна, комплексна и последовательна. На начало года из 213 мероприятий «дорожной карты» развития конкуренции выполнена лишь половина — 116, из них 23 — с нарушением сроков. В стадии реализации — 37, не исполнено 60 мероприятий. Хотя это общая задача всех органов власти и институтов гражданского общества.
К сожалению, из семи федеральных законов, предусмотренных нацпланом, пока принято только три. До сих пор не внесены в Госдуму законопроекты о реформировании правового регулирования деятельности естественных монополий, об основах госрегулирования цен (тарифов), «пятый (цифровой) антимонопольный пакет».
В Национальном плане развития конкуренции заложен ряд мер по поддержке малого и среднего предпринимательства, в том числе по увеличению доли закупок у субъектов МСП. Что это даст? Во-первых, рост численности рабочих мест. Во-вторых, рост оплаты труда в экономике региона, что будет способствовать постепенному снижению доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума. Выше благосостояние населения — доступнее жилье, следовательно, рынок строительства получит импульсы к развитию. Улучшение качества городской среды отразится на демографических показателях и так далее.
Нам нужна эффективная региональная экономическая политика

 


   Еще хотелось бы отметить, что ФАС России утвердила и Стратегию развития конкуренции и антимонопольного регулирования в стране на период до 2030 года. Ее ключевые моменты — обеспечение реализации нацпроектов, совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровизации, оптимизация деятельности естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифного регулирования и, конечно, развитие конкуренции при осуществлении госзакупок, торгов и гособоронзаказа.

В проекте национального плана на 2021-2025 годы определены 18 новых отраслей экономики, где следует активно развивать конкурентную среду. Одна из целей — снижение доли организаций с государственным и муниципальным участием на конкурентных рынках. Другая — увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность более трех лет, а также снижение доли закупок по ФЗ-223 в денежном выражении у единственного поставщика до пяти процентов по отношению к общему объему таких закупок.
Для малого бизнеса ФАС России предложила установить приоритетный доступ к государственному и муниципальному имуществу и природным ресурсам, ввести трехлетний мораторий на изменения законодательства, ухудшающие положение субъектов МСП. Регионам и муниципалитетам надо будет увеличить количество мест под размещение нестационарных торговых объектов по продаже продтоваров, а также количество ярмарок.

Конкуренция — ресурс, способный сделать экономику страны богаче. Поэтому и национальный план ее развития должен стать неотъемлемой частью общенационального плана восстановления экономики.
 

Наверх