Доклад по правоприменительной практике Мордовского УФАС России
15 июня 2017, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад по правоприменительной практике Мордовского УФАС России

2016 год Федеральная антимонопольная служба прожила в новом (обновленном) правовом поле – вступил в силу 4-й антимонопольный пакет, предусматривающий, в частности, расширение действия института предупреждения, которое распространяется теперь на пункты 3, 5, 6, 8 части 1 статьи 10, статьи 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8, а также на статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

ФАС России превращается в итоге в орган предупредительного контроля. С введением института предупреждения бизнес получил возможность оперативно устранить нарушение законодательства без наложения штрафов, ФАС России - возможность возбуждать дела только после отказа хозсубъектов и органов власти исполнять предупреждения, потребители – возможность эффективно и оперативно защитить свои права. Для судов это означает резкое сокращение количества рассматриваемых дел.

Количество возбужденных антимонопольных дел по Российской Федерации сократилось более чем вдвое (с 9 тыс. в 2015г. до 4 тыс. в 2016 году).

Вместе с этим динамика роста числа выданных предупреждений о нарушениях антимонопольного законодательства оказалась еще более крутой (с 2,3 тыс. в 2015 году до 5,4 тыс. в 2016 году (в 2,35 раза)). Случаи неисполнения предупреждений антимонопольного органа весьма редки.

Итоги работы Мордовского УФАС России за 2016 год

Динамика дел, рассмотренных Мордовским УФАС России за 2014, 2015, 2016 гг.

 

 

Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства

- проведено 6 проверок соблюдения АМЗ

- рассмотрено 58 жалоб в соответствии со статьей 18.1, выдано 19 предписаний

- проверено 124 нормативно правовых акта органов исполнительной власти субъекта и органов местного самоуправления на предмет соблюдения АМЗ

Предупреждения, направленные на защиту конкуренции:

ООО МПК "Атяшевский" вводило потребителей в заблуждение указанием на упаковке колбасы ГОСТ Р 52196-2011, что не соответствовало действительности. Устранено после предупреждения.

ООО МПК "Норовский" разместило на своей продукции обозначение "Saransk2018" без разрешения FIFA.

АО "Проектный институт "Мордовагропромпроект" представило ложные данные о персонале при подаче заявки на участие в конкурсе.

ООО "ЛВЗ "Саранский" направило в адрес Главы Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия обращение об оказании содействия в увеличении реализации продукции в районе, направленное на получение преимуществ в предпринимательской деятельности.

 

Ввиду своевременного исполнения выданных предупреждений дела о нарушениях антимонопольного законодательства не возбуждались.

 

Итоги деятельности Управления в первом полугодии 2017 года будут подведены к середине июля.

 

ГЗ

 

За 2016 год в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Управление) поступило: 225 жалоб (из них возвращено - 31, отозвано -15), по результатам рассмотрения которых 93 признано необоснованными, 85-обоснованными, в том числе частично, выдано 85 предписаний. Всего возбуждено 388 дел об административных правонарушениях.

За 2017 год в Управление поступило: 265 жалоб (из них возвращено - 33, отозвано - 24), по результатам рассмотрения которых 105 признано необоснованными, 103-обоснованными, в том числе частично, выдано 98 предписаний. Всего возбуждено 272 дела об административных правонарушениях.

 

Типовые и массовые нарушения обязательных требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

К вышеуказанным нарушениям, допускаемым заказчиками в Республике Мордовия, Управление относит:

- неправомерный допуск участников к участию в аукционах (неправомерный отказ в допуске);

- нарушение требований к содержанию протоколов комиссиями заказчиков (в протоколах рассмотрения заявок на участие в закупке не указывают конкретные положения заявки, не соответствующие конкретным положениям закупочной документации);

- установление в аукционной документации ненадлежащей инструкции по заполнению заявок в документации об электронном аукционе, в связи с чем участники закупки не имеют возможности определить, какие сведения необходимо указать при формировании первой части заявки на участие в электронном аукционе;

- сокращение сроков подачи заявок на участие в закупках, в том числе установление окончания срока подачи заявок нерабочий день;

- не включение в контракт обязательных условий, предусмотренных Законом о контрактной системе;

- указание в документации закупки терапевтически не значимых характеристик, без возможности поставки эквивалентного товара при закупках лекарственных препаратов, в том числе: указание конкретной формы выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например: флакон, ампула), определенной дозировки лекарственного препарата (например, 500 мг) без возможности поставки аналогичного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, 2 таблетки по 250 мг);

- неустановление единых требований к участникам закупки, предусмотренных статьей 31 Закона о контрактной системе.

Причинами нарушений Закона о контрактной системе является возможность неоднозначного толкования отдельных положений Закона о контрактной системе и отсутствие единообразной правоприменительной практики, ненадлежащая квалификация должностных лиц, осуществляющих полномочия в сфере закупок, отсутствие у них необходимых знаний и квалифицированной подготовки в области закупок, недооценка важности и значимости безусловного выполнения всех предусмотренных Законом о контрактной системе указаний.

 

За январь - 13 февраля 2018 г.г. в Управление поступило 10 жалоб, из них 2 отозваны, 3 возвращены, 4 признаны необоснованными, 1 - обоснованной. Вынесено 36 постановлений о назначении административных наказаний по делам об административных правонарушениях в виде штрафа, сумма которого составила 347 000 рублей.

Важные события.

Президент России подписал масштабные поправки в законодательство о закупках.

Поправки направлены, прежде всего на электронизацию госзакупок.

«Мы хотим существенно упростить процедуру закупок, сделать ее максимально понятной и единообразной для потенциальных участников. Перевод закупок на электронные площадки – один из важнейших шагов в этом направлении, благодаря которому все сложности закупочного процесса можно погрузить в функционал информационных систем, сделав закупки для пользователя проще», - отметил заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян.

Напомним, поправками в Закон о контрактной системе вносится ряд изменений, важнейшее из которых - отказ от бумажной формы проведения закупок и перевод всех открытых закупочных процедур в электронную форму. Сейчас так проходит только электронный аукцион.

Остановимся на некоторых из них.

Изменения с 11 января 2018 года.

 

При отказе от заключения контракта с победителем закупки по основаниям, предусмотренным ч. 9 и 10 ст. 31 Закона о контрактной системе, заказчик может заключить контракт с иным участником, который предложил наиболее выгодную цену.

Товарный знак можно указывать при описании объекта любой закупки.

Как и раньше, необходимо сопроводить товарный знак словами "или эквивалент". Делать это не обязательно:

- если товары, выпускаемые под другими товарными знаками, несовместимы с товарами, которые использует заказчик;

- если закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией.

При уклонении победителя закупки от заключения контракта, заказчик направляет сведения об этом в контрольный орган в течение трех рабочих дней с даты признания победителя закупки уклонившимся. Условие о заключении контракта с другим участником исключено.

Жалобы физлиц, законные интересы которых не нарушены действиями (бездействием) заказчика либо положениями документации или извещения о закупке, рассматриваются по Федеральному закону о порядке рассмотрения обращений граждан.

 

Изменения с 1 июля 2018 года.

 

С этой даты вступит в силу основная часть изменений.

Требования к участникам дополнятся еще одним: отсутствие установленных законодательством ограничений для участия в закупках.

В контракт потребуется включать условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юрлицу или физическому лицу, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, связанных с оплатой контракта, если такие платежи подлежат уплате в бюджет заказчиком.

Новые электронные закупки заказчики смогут осуществлять в добровольном порядке. Помимо электронного аукциона в такой форме можно будет провести открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок и запрос предложений.

Если к этому времени не будут отобраны новые операторы электронных площадок, то такие закупки будут проводиться на старых площадках.

Для участия в электронных закупках в период с 1 июля по 31 декабря 2018 года нужно будет получить аккредитацию на электронной площадке так же, как и для участия в электронном аукционе.

 

Изменения с 1 января 2019 года.

 

С 1 января 2019 года заказчики будут обязаны проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок и запрос предложений исключительно в электронной форме. Для закупок закрытыми способами, у единственного поставщика и ряда других сделали исключение.

Чтобы участвовать в электронных процедурах, нужно будет зарегистрироваться в едином реестре участников закупок.

 

Правила проведения электронного аукциона почти не изменяются. Серьезные поправки касаются только обеспечения заявки и аккредитации участников, но об этом далее.

 

Как проводить открытый конкурс в электронной форме

 

Заказчику необходимо будет не менее чем за 15 рабочих дней до окончания срока подачи заявок разместить в ЕИС извещение о закупке.

Заявка должна будет состоять из двух частей и предложения о цене контракта. Все три электронных документа потребуется одновременно направить оператору электронной площадки.

Процедура конкурса будет состоять из следующих этапов:

- подача заявок на электронной площадке;

- рассмотрение и оценка первых частей заявок;

- подача окончательных предложений о цене контракта на электронной площадке;

- рассмотрение и оценка вторых частей заявок;

- заключение контракта.

 

Как можно будет обеспечить заявку

 

Поправки предусматривают два вида обеспечения заявки: денежные средства и банковская гарантия, однако по 30 июня 2019 года можно будет пользоваться только первым из них.

Денежные средства потребуется вносить на специальные счета, открытые участникам в банках. Перечень банков установит правительство. Операторы электронных площадок будут взаимодействовать с этими банками.

 

Как проводить запрос котировок в электронной форме

 

Заказчику нужно будет разместить извещение о закупке в ЕИС не менее чем за пять рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок.

Участники должны будут подать заявки с помощью электронной площадки. Котировочная комиссия рассмотрит их и оформит протокол. Его следует направить оператору электронной площадки. Он ранжирует заявки: первый порядковый номер присваивает той, где указана самая низкая цена контракта. После этого оператор электронной площадки составляет протокол рассмотрения и оценки заявок. В него он включает сведения о победителе.

 

Как заключить контракт по результатам электронной процедуры

 

Контракты по итогам всех электронных процедур будут заключаться по одинаковым правилам.

Заказчик будет размещать в ЕИС и на электронной площадке проект контракта. Победитель должен будет подписать его или направить протокол разногласий. Такой протокол можно будет составить не более одного раза.

Заказчик должен будет подписывать проект контракта последним. С момента размещения в ЕИС контракт будет считаться заключенным.

 

Что такое единый реестр участников закупок

 

С 1 января 2019 года в ЕИС будет вестись единый реестр участников закупок.

Регистрация в ЕИС участников будет проходить в электронной форме и бесплатно. Операторы электронных площадок после регистрации участника в ЕИС должны будут аккредитовать его на своей площадке.

Лица, аккредитованные на площадках, но не прошедшие регистрацию в ЕИС, смогут подавать заявки только по 31 декабря 2019 года.

Итоги осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе за 2017 год

 

Итоги 2017 года свидетельствуют о продолжающейся тенденции возбуждения дел о нарушениях рекламного законодательства по поступившим заявлениям: в 2017 году рассмотрено 39 заявлений (в 2016 году – 32), из них по 22 заявлениям отказано в возбуждении дела, по 17 заявлениям возбуждены дела (в 2016 году такое соотношение составило 16 отказов и 16 возбужденных дел) и возбуждено 10 дел по инициативе территориального органа (в 2016 году – 2 дела). Соответственно, доля возбужденных по поступившим заявлениям дел составила 63% от общего количества возбужденных дел (в 2016 году – 89 %).

Структура выявленных нарушений указывает на устойчивую тенденцию распространения: недостоверной рекламы (часть 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе») - 4 факта (в 2016 году – 5 фактов), несанкционированной рекламы по сетям электросвязи (часть 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе») – 8 фактов (в 2016 году – 7 фактов), ненадлежащей рекламы финансовых услуг (части 1–3, 13-14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе») – 11 фактов (в 2016 году – 11 фактов).

Увеличилось количество нарушений, связанных с отсутствием в рекламе существенной для потребителей информации (часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе») – 10 фактов (в 2016 году – 5 фактов).

В 2017 году за нарушение законодательства о рекламе к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ привлечено 6 должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) и 8 юридических лиц. К правонарушителям применены такие меры административного наказания: выдано 11 предупреждений о недопустимости совершения нарушения, вынесено 3 постановления о наложении штрафа на сумму 400 тыс.руб.

На такую статистику влияет законодательно установленное послабление в отношении субъектов малого и среднего бизнеса, а также необходимость передачи материалов дел по фактам распространения несанкционированной рекламы по сетям электросвязи, установленным Мордовским УФАС России, по месту совершения административного правонарушения, находящемуся по подведомственности других территориальных антимонопольных органов.

 

Ярким примером правоприменительной практики Мордовского УФАС России в 2017 году стало рассмотрение дела в отношении Автономного учреждения «Мордовия – 7 дней» по факту распространения таким лицом в эфире радиоканала «Европа Плюс Саранск», совмещаемого с радиоканалом «Европа Плюс», рекламы со значительным превышением допустимого объема рекламы в течение суток (реклама должна занимать не более 20% времени вещания радиопрограммы в течение суток, а занимала более 50%).

В процессе рассмотрения дела было установлено, что вещатель и учредитель средства массовой информации – радиопрограммы «Европа Плюс Саранск», которым является АУ «Мордовия – 7 дней», в силу имеющихся у него лицензий и договора с сетевым партнером ЗАО «Европа Плюс» (владелец радиопрограммы «Европа Плюс»), вправе осуществлять ретрансляцию радиоканала «Европа Плюс» на территории г.Саранска и замещать фрагменты радиоканала «Европа Плюс» в специально отведенные отрезки времени собственным вещанием.

В исследуемые антимонопольным органом сутки (15 и 16 апреля 2017 года) радиопрограмма «Европа Плюс Саранск» по своему информационному наполнению состояла из новостных и рекламных сообщений. При этом подсчёт отрезков времени суточного местного вещания радиоканала «Европа Плюс Саранск», в течение которых звучали новостные и рекламные сообщения, показал, что 15.04.2017г. реклама составила 53,89% от объема времени вещания в течение суток, 16.04.2017г. реклама составила 55,11% от объема времени вещания в течение суток, то есть значительно превысила допустимую продолжительность рекламы в радиопрограмме, которая не может быть больше двадцати процентов времени вещания в течение суток, что является нарушением требований части 2 статьи 15 Федерального закона «О рекламе».

В этой связи распространявшаяся 15 и 16 апреля 2017 года в эфире радиопрограммы «Европа Плюс Саранск» реклама признана ненадлежащей и рекламораспространителю - АУ «Мордовия - 7 дней» выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, которое исполнено названным лицом в установленные антимонопольным органом сроки.

Вместе с тем, рекламораспространитель - АУ «Мордовия - 7 дней» привлечен к административной ответственности за совершение нарушения части 2 статьи 15 Федерального закона «О рекламе», санкции за которое предусмотрены частью 2 статьи 14.3 КоАП РФ. На правонарушителя наложен административный штраф в сумме 200 тыс.руб.

АУ «Мордовия - 7 дней» оспорило решение и предписание антимонопольного органа в Арбитражный суд Республики Мордовия, а постановление о наложении административного штрафа – в Федеральную антимонопольную службу, решение которого в последующем также обжаловало в Арбитражный суд Республики Мордовия.

Суть претензий АУ «Мордовия - 7 дней» сводится к тому, что: 1) территориальный антимонопольный орган неправильно произвел подсчет объема рекламы, поскольку исходил не из того, в каком СМИ размещалась реклама, а из того, кто ее фактически и технически ставил в эфир соответствующего СМИ; 2) выводы и порядок расчета объема рекламы, сделанные территориальным антимонопольным органом, противоречат разъяснениям ФАС России, изложенным в письме № АК/54871/15 от 08.10.2015; 3) территориальный антимонопольный орган не обладает полномочиями по расчету объема вещания радиопрограммы «Европа Плюс Саранск», поскольку такие полномочия относятся к компетенции Роскомнадзора.

Мордовское УФАС России не согласно полностью с такой позицией и апеллирует собранными доказательствами, относимость и допустимость которых прошли успешную проверку в Арбитражном суде Республики Мордовия по делу № А39-4968/2017, который 06 декабря 2017 года своим решением оставил в силе полностью акты антимонопольного органа.

В настоящее время судебное разбирательство по делу № А39-4968/2017 продолжается в Первом арбитражном апелляционном суде.

Следует отметить, что при досудебном обжаловании административного штрафа ФАС России своим решением оставила без изменения постановление Мордовского УФАС России, в котором сделан вывод о том, что территориальный антимонопольный орган действовал в пределах предоставленных Федеральным законом «О рекламе» полномочий и обоснованно вменил АУ «Мордовия – 7 дней» совершение административного правонарушения.

АУ «Мордовия - 7 дней», не согласившись с решением ФАС России, обжаловало акты антимонопольного органа в Арбитражный суд Республики Мордовия, которым возбуждено судебное разбирательство по делу №А39-9436/2017, в настоящее время приостановленное до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Республики Мордовия по делу №А39-4968/2017.

 

Наступивший 2018 год привнёс актуальные изменения в статью 14 Федерального закона «О рекламе», касающиеся увеличения объемов рекламы для региональных телеканалов, и с 11 января 2018 года вступили в силу следующие законодательные новации.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины) и совмещения рекламы с телепрограммной способом «бегущей строки» или иным способом её наложения на кадр телепрограммы не может превышать 15% времени вещания в течение часа.

При этом новые части 3.4 и 3.5 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» увеличивают предусмотренный вышеприведенной нормой допустимый объем рекламы в телепрограммах для региональных телеканалов, которые в соответствии с лицензией на вещание распространяются на территориях менее чем в половине субъектов Российской Федерации. Такие телеканалы допускается дополнительно увеличить общий объем рекламы за счет совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» - но не более 5% времени вещания в течение часа сверх общей продолжительности рекламы, то есть объем рекламы может быть увеличен до 20% времени вещания в течение часа.

Кроме того, в информационных и развлекательных телепередачах регионального телеканала, который в соответствии с лицензией на вещание распространяется на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, предусматривается дополнительное увеличение объема рекламы в телепрограммах за счет совмещения рекламы с каждой телепередачей способом «бегущей строки» - но не более 15% времени вещания в течение часа сверх продолжительности рекламы в телепрограмме, предусмотренной частями 3 и 3.4 статьи 14 Федерального закона «О рекламе», то есть объем рекламы может быть увеличен до 35% времени вещания в течение часа.

 

 

 

 

Наверх