Правоприменительная практика Мордовского УФАС
14 февраля 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Доклад по правоприменительной практике Мордовского УФАС России

 

Мордовским УФАС России подведены итоги работы управления в 2017 году.

Статистика показывает, что комиссии Управления по рассмотрению дел по признакам нарушений антимонопольного законодательства рассмотрели 10 дел о злоупотреблениях хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением на товарных рынках. В четырех случаях установлены факты нарушения законодательства. Кроме того доминирующим субъектам выдано семь предупреждений, исполнение которых избавило потенциальных ответчиков от комиссионных разбирательств и, как следствие, от административной ответственности.

Нарушителями антимонопольного законодательства чаще всего выступали субъекты электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения.

Показатели выявленных злоупотреблений доминирующим положением в 2017 году вдвое превосходят аналогичные показатели 2016 года.

В процессе анализа содержания открытого сайта ООО "Электросбытовая компания "Ватт-Электросбыт" Мордовским УФАС России выявлены признаки навязывания невыгодных условий неопределенному кругу лиц (потребителей) в текстах двух публичных договоров, размещенных на сайте общества (п.3 ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции). Нарушителю выданы соответствующие предупреждения.

Аналогичные предупреждения (2) по такому же поводу выданы ПАО «Мордовская энергосбытовая компания». Все предупреждения исполнены в установленный срок.

По заявлению ПАО «Мордовская энергосбытовая компания» рассмотрено дело № 21 от 23.01.2017 по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении ООО «Системы жизнеобеспечения Республики Мордовия» в связи с необоснованным ограничением режима электроснабжения в административных зданиях заявителя в пяти муниципальных районах республики. Установлен факт правонарушения. Предписание не выдавалось ввиду прекращения нарушения до принятия комиссионного решения. В дальнейшем к ответчику и его главному инженеру применены меры административного наказания в виде штрафов в 100000 руб. и 20000 рублей соответственно. Штрафы оплачены в установленный срок.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия поступило заявление АО «Мордовская электросетевая компания» на действия ООО «Водоканал» вх. от 28.12.2016 года №6082, содержащие признаки нарушения антимонопольного законодательства, а именно: части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно указанному заявлению 07 ноября 2016 года ООО «Водоканал» прекратило подачу холодной воды на объекты АО «Мордовская электросетевая компания» по адресам: г.п. Рузаевка, ул. Луначарского, д.179а (административное здание), г.п. Рузаевка, ул. 40 лет Победы, д.10 (производственная база). Основанием для прекращения подачи ресурса послужило наличие задолженности у АО «Мордовская электросетевая компания» по оплате поставленной холодной воды по договору водоснабжения за два расчетных периода (август и сентябрь 2016 года).

АО «Мордовская электросетевая компания» считает, что размер задолженности является неподтвержденным ввиду того, что Приказ Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия, которым установлены тарифы для ООО «Водоканал» на холодное водоснабжение, вступил в силу с 07 октября 2016 года.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ООО «Водоканал» - коммерческая организация, которая в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» относится к субъектам естественных монополий.

Приказом от 25.01.2017 года №4-од Мордовским УФАС России было возбуждено дело №25 в отношении ООО «Водоканал».

Решением Комиссии Мордовского УФАС России от 22.03.2017 года №158 действия ООО «Водоканал», выразившиеся в прекращении подачи холодной воды АО «Мордовская электросетевая компания» признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия поступило обращение ООО «ГазТехСтрой» (вх. от 26.12.2016 № 6047) на действия ООО «Газпром межрегионгаз Саранск», выразившиеся в необоснованном уклонении от осуществления действий по опломбированию приборов учета газа, установленных ООО «ГазТехСтрой».

Приказом Мордовского УФАС России от 15.03.2017 № 68-од было возбуждено дело № 124 по признакам нарушения ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Изучив в ходе рассмотрения дела № 124 представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении данного дела, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» признаков нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Вместе с тем, Комиссия усмотрела в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением об отложении рассмотрения дела от 23.11.2017 № 835 дело № 124 о нарушении антимонопольного законодательства было переквалифицировано с пункта 9 части 1 статьи 10 на пункт 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения дела №124 было установлено, что ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» на официальном сайте в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу: http://www.mordovregiongaz.ru/ в ленте новостей разместило информацию об осуществлении на территории Республики Мордовия услуг по установке газовых счетчиков специализированными организациями: ОАО «Саранскмежрайгаз», ОАО «Газпром газораспределение Саранск», а также направило в адрес ООО «ГазТехСтрой» письмо от 24.09.2017 г. №23, согласно которому установку приборов учета газа может производить не любое лицо, а только специализированная организация, и на территории Республики Мордовия установку счетчиков газа осуществляют специализированные организации - АО «Газпром газораспределение Саранск» и АО «Саранскмежрайгаз».

ООО «ГазТехСтрой» и АО «Газпром газораспределение Саранск» являются конкурентами на рынке услуг по установке приборов учета газа на территории Республики Мордовия.

Мордовское УФАС России установило, что хозяйствующий субъект – ООО «ГазТехСтрой» - оказывается в невыгодном положении, осуществляя аналогичную деятельность по установке приборов учета газа нежели АО «Газпром газораспределение Саранск», поскольку размещая на своем официальном сайте информацию о конкретных хозяйствующих субъектах (ОАО «Саранскмежрайгаз», АО «Газпром газораспределение Саранск»), осуществляющих на территории Республики Мордовия деятельность по установке приборов учета газа, а также направляя аналогичную информацию в адрес ООО «ГазТехСтрой», ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» при опломбировании приборов учета газа ставит ООО «ГазТехСтрой» в неравное положение по сравнению с АО «Газпром газораспределение Саранск».

Комиссией в рамках рассмотрения настоящего дела, в связи с установлением в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции», было выдано предупреждение от 23.11.2017 № 2099 о необходимости прекращения указанных действий путем принятия исчерпывающих мер, исключающих указание сведений о конкретных хозяйствующих субъектах, осуществляющих услуги по установке приборов учета газа, при размещении информационного сообщения на официальном сайте ООО «Газпром межрегионгаз Саранск», а также отзыва у ООО «ГазТехСтрой» упомянутого письма.

Письмом от 05.12.2017 № 04-12-10/17-3376 (вх. № 5607 от 06.12.2017, №5586 от 05.12.2017) ООО «Газпром межрегионгаз Саранск» отчиталось об исполнении выданного антимонопольным органом предупреждения, в связи с чем, производство по делу № 124 было прекращено.

 

В 2017 году Мордовским УФАС России выявлено 11 нарушений статьи 15 Закона о защите конкуренции (в 2016 году – 18) (снижение на треть). Нарушения прекращены после выдачи соответствующих предупреждений.

В 10 случаях из 11 нарушения касались рынка рекламных услуг и выражались в бездействии органов местного самоуправления в отношении незаконного размещения рекламных конструкции на территории муниципалитетов.

В одном случае предупреждение выдано Администрации г.п. Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия в связи с незаконным предоставлением муниципальной преференции в виде нежилого помещения ФГУП «Фармация».

В отчетном периоде Мордовским УФАС России рассмотрено более тридцати актов органов власти различного уровня, в числе которых большая часть – акты органов местного самоуправления. Более половины из них содержали признаки нарушения антимонопольного законодательства. Все замечания Управления учтены без судебного вмешательства.

 

В отчетном периоде, как и в 2016 году выявлено одно нарушение статьи 16.

18 августа 2017 года Мордовским УФАС России завершено рассмотрение дела о нарушении Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия, Государственными казенными учреждениями «Социальная защита населения» и Обществом с ограниченной ответственностью «Драйвер» пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушение, как это было установлено в ходе рассмотрения дела, выразилось в заключении в 2015 году контрактов на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса Автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия» и участии в них, что привело к ограничению конкуренции.

Предыстория «антимонопольного» дела фактически началась в марте 2015 года, когда по результатам рассмотрения жалобы ООО «Центр новых технологий и инноваций» на действия (бездействие) Минсоцзащиты РМ при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по сопровождению и администрированию автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия» в действиях Министерства были выявлены многочисленные нарушения требований Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Мордовское УФАС России своим предписанием от 16.03.2015 обязало Министерство аннулировать открытый конкурс, устранить нарушения, допущенные при размещении заказа и, в случае сохранения необходимости в услугах, являвшихся предметом заказа, провести закупку повторно в соответствии с требованиями действующего законодательства и с учетом решения Мордовского УФАС России.

Однако повторный открытый конкурс на право заключения контракта на оказание услуг по сопровождению и администрированию АИС ЭСРН РМ Минсоцзащиты РМ проведен не был. Вместо этого были внесены изменения в планы-графики размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Государственных казенных учреждений «Социальная защита населения», подведомственных Министерству, на 2015 год.

Поскольку стоимость закупки услуг по сопровождению и администрированию автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия» для отдельного района составила менее ста тысяч рублей, она должна была быть осуществлена у единственного поставщика, а не посредством конкурентной процедуры, которую пришлось бы проводить, в случае повторной централизованной закупки данной услуги Минсоцзащиты РМ.

В итоге, все подведомственные Министерству Государственные казенные учреждения «Социальная защита населения», начиная с апреля 2015 года, начали заключать контракты на оказание услуг по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса Автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Республики Мордовия» с единственным поставщиком – ООО «Драйвер». При этом исследование рынка хозяйствующих субъектов, имеющих возможность оказывать услуги по системно-техническому сопровождению и администрированию инфраструктуры программно-технического комплекса АИС ЭСРН РМ не проводилось.

Правомерность заключения данных контрактов и стала предметом рассмотрения антимонопольного органа.

В итоге решением от 23.08.2017 года № 498 Минсоцзащиты РМ, ГКУ «Социальная защита населения» и ООО «Драйвер» признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона № 135-ФЗ.

Не согласившись с вынесенным решением, ООО «Драйвер» обжаловало его в коллегиальный орган ФАС России, который своим решением от 21.11.2017 года № СП/8173117 оставил жалобу ООО «Драйвер» без удовлетворения.

В настоящее время заявление о признании незаконным решения Мордовского УФАС России от 23.08.2017 года № 498 подано ООО «Драйвер» в Арбитражный суд Республики Мордовия. Определением от 01.12.2017 по делу № А39-9306/2017 данное заявление оставлено без движения до 28.12.2017 ввиду того, что оно подано с нарушением требований, установленных статьями 125, 126, 199 АПК РФ.

 

В 2017 году Мордовским УФАС России рассмотрено 15 заявлений о даче согласия на предоставление государственных (4) и муниципальных (11) преференций. По результатам рассмотрения заявлений в семи случаях согласие антимонопольного органа сопровождалось введением ограничений по сроку пользования преференцией, по восьми заявлениям отказано в согласии. Дела по признакам нарушения Закона о защите конкуренции в части незаконного предоставления государственной или муниципальной преференции в 2017 году не рассматривались.

Однако наиболее интенсивно в истекшем году Управление работало на ниве рассмотрения жалоб на действия организаторов различного рода торгов. Помимо разбирательств в рамках законодательства о контрактной системе Мордовским УФАС России рассмотрено 66 жалоб в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» (рост 118% по сравнению с показателем 2016 года).

БОльшая часть жалоб (28 или 42,4%) касалась нарушений при проведении торгов на право аренды земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

По заявлениям физического лица рассмотрена серия из девяти жалоб в отношении Администрации Ельниковского муниципального района Республики Мордовия о нарушениях Земельного кодекса при проведении торгов на право аренды земельных участков. В четырех случаях жалобы признаны обоснованными. Выданы предписания о снесении изменений в извещения об аукционе и конкурсную документацию.

По жалобе ООО «Стройпартнер» рассмотрено дело в отношении Администрации Торбеевского муниципального района Республики Мордовия о нарушении правил информационного обеспечения торгов на право аренды земельного участка. Жалоба признана обоснованной. Предписание не выдавалось (аукцион отменен).

На втором месте – нарушения при реализации имущества должников в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» (17 или 25,8%).

Рассмотрены жалобы ООО «Логос» и Болотного Н.Н. на действия ИП Лябушева А.Ф. при проведении публичного предложения имущества ООО Агрофирма «Мордовзерноресурс».

ООО «Логос» утверждало об уклонении организатора торгов от заключения договора купли-продажи с победителем торгов. Жалоба признана необоснованной.

Болотный Н.Н. указывал на внесение изменений в извещение в нарушение Порядка проведения торгов. Жалоба признана обоснованной без выдачи предписания.

Решения комиссии оспорены в Арбитражном суде и судебными решениями оставлены в силе.

Замыкают ведущую тройку жалобы на нарушения Закона о закупках (223-ФЗ), допущенные при осуществлении закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (9 или 13,6%).

Нарушения выражались в установлении ограничивающих конкуренцию критериев оценки заявок в конкурсной документации, неправомерном отклонении заявок на участие в конкурсных процедурах, неправильном определении победителя торгов.

По жалобе ООО «Консультант» рассмотрено дело в отношении ОАО «Мордовиягосплем» о неправомерных действиях при проведении открытого запроса предложений на выполнение работ по монтажу кровли производственного помещения. Жалоба признана обоснованной. Выдано предписание о внесении изменений в документацию и отмене протоколов.

Почти каждая третья жалоба признана комиссией Управления обоснованной. В 17 случаях рассмотрение закончилось выдачей обязательного для исполнения предписания.

 

В 2017 году Мордовским УФАС России

по статье 141 выявлено 1 нарушение, устранено после выдачи и исполнения предупреждения;

по статье 148 выявлено 4 нарушения на рынках страховых услуг. Возбуждено одно дело, в процессе рассмотрения которого установлен факт правонарушения. Предписание не выдавалось.

В 3 случаях по признакам нарушений выданы предупреждения.

По заявлению представителя Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFA) (по доверенности) - Гревцовой А.А. возбуждено дело №60 в отношении ООО «Ликероводочные завод «Саранский» по признакам нарушения части 1 статьи 20 Федерального закона от 07.06.2013 года №108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Нарушение выразилось в размещение на этикетке водки «Саранск Экспорт» обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком «FIFA WORLD CUP» без разрешения правообладателя.

В результате рассмотрения дела действия Общества с ограниченной ответственностью «Ликероводочный завод «Саранский», выразившиеся в производстве и введении в оборот алкогольной продукции – водка «Саранск Экспорт» с символикой «FIFA WORLD CUP», сходной до степени смешения с товарным знаком «FIFA WORLD CUP», без разрешения правообладателя (FIFA) признаны актом недобросовестной конкуренции и нарушающими требования пункта 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 07.06.2013 года №108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

Предписание не выдавалось.

Дело обжаловано в Арбитражном суде Республики Мордовия (№А39-6547/2017 от 31.08.2017 года). Решением суда первой инстанции ООО «ЛВЗ Саранский» отказано в удовлетворении заявленных требований.

Мордовским УФАС России в отношении САО «ВСК» возбуждено дело №324 по признакам нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции.

Нарушение выразилось в неисполнении предупреждения Мордовского УФАС России от 31.05.2017 года №1033 выданного САО «ВСК», в связи с наличием в действиях страхового общества признаков недобросовестной конкуренции, выразившихся в необоснованном занижении цены контракта, при участии в открытом конкурсе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для обеспечения нужд Республики Мордовия, проводимого ГБУЗ РМ «Станция скорой медицинской помощи».

Комиссией принято решение о признании действий САО «ВСК», выразившихся в необоснованном занижении цены контракта, при участии в открытом конкурсе на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для обеспечения нужд Республики Мордовия, проводимого ГБУЗ РМ «Станция скорой медицинской помощи», актом недобросовестной конкуренции и нарушением требований статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Предписание не выдавалось.

Возбуждено административное дело №591 по нарушению части 1 статьи 14.33 КоАП РФ (штраф - 100 000 рублей). Штраф оплачен в полном объеме.

Решение по делу в суде не обжаловалось.

 

 

 

 

Итоги осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе за 2017 год

 

Итоги 2017 года свидетельствуют о продолжающейся тенденции возбуждения дел о нарушениях рекламного законодательства по поступившим заявлениям: в 2017 году рассмотрено 39 заявлений (в 2016 году – 32), из них по 22 заявлениям отказано в возбуждении дела, по 17 заявлениям возбуждены дела (в 2016 году такое соотношение составило 16 отказов и 16 возбужденных дел) и возбуждено 10 дел по инициативе территориального органа (в 2016 году – 2 дела). Соответственно, доля возбужденных по поступившим заявлениям дел составила 63% от общего количества возбужденных дел (в 2016 году – 89 %).

Структура выявленных нарушений указывает на устойчивую тенденцию распространения: недостоверной рекламы (часть 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе») - 4 факта (в 2016 году – 5 фактов), несанкционированной рекламы по сетям электросвязи (часть 1 статьи 18 Федерального закона «О рекламе») – 8 фактов (в 2016 году – 7 фактов), ненадлежащей рекламы финансовых услуг (части 1–3, 13-14 статьи 28 Федерального закона «О рекламе») – 11 фактов (в 2016 году – 11 фактов).

Увеличилось количество нарушений, связанных с отсутствием в рекламе существенной для потребителей информации (часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе») – 10 фактов (в 2016 году – 5 фактов).

В 2017 году за нарушение законодательства о рекламе к административной ответственности по статье 14.3 КоАП РФ привлечено 6 должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) и 8 юридических лиц. К правонарушителям применены такие меры административного наказания: выдано 11 предупреждений о недопустимости совершения нарушения, вынесено 3 постановления о наложении штрафа на сумму 400 тыс.руб.

На такую статистику влияет законодательно установленное послабление в отношении субъектов малого и среднего бизнеса, а также необходимость передачи материалов дел по фактам распространения несанкционированной рекламы по сетям электросвязи, установленным Мордовским УФАС России, по месту совершения административного правонарушения, находящемуся по подведомственности других территориальных антимонопольных органов.

 

Ярким примером правоприменительной практики Мордовского УФАС России в 2017 году стало рассмотрение дела в отношении Автономного учреждения «Мордовия – 7 дней» по факту распространения таким лицом в эфире радиоканала «Европа Плюс Саранск», совмещаемого с радиоканалом «Европа Плюс», рекламы со значительным превышением допустимого объема рекламы в течение суток (реклама должна занимать не более 20% времени вещания радиопрограммы в течение суток, а занимала более 50%).

В процессе рассмотрения дела было установлено, что вещатель и учредитель средства массовой информации – радиопрограммы «Европа Плюс Саранск», которым является АУ «Мордовия – 7 дней», в силу имеющихся у него лицензий и договора с сетевым партнером ЗАО «Европа Плюс» (владелец радиопрограммы «Европа Плюс»), вправе осуществлять ретрансляцию радиоканала «Европа Плюс» на территории г.Саранска и замещать фрагменты радиоканала «Европа Плюс» в специально отведенные отрезки времени собственным вещанием.

В исследуемые антимонопольным органом сутки (15 и 16 апреля 2017 года) радиопрограмма «Европа Плюс Саранск» по своему информационному наполнению состояла из новостных и рекламных сообщений. При этом подсчёт отрезков времени суточного местного вещания радиоканала «Европа Плюс Саранск», в течение которых звучали новостные и рекламные сообщения, показал, что 15.04.2017г. реклама составила 53,89% от объема времени вещания в течение суток, 16.04.2017г. реклама составила 55,11% от объема времени вещания в течение суток, то есть значительно превысила допустимую продолжительность рекламы в радиопрограмме, которая не может быть больше двадцати процентов времени вещания в течение суток, что является нарушением требований части 2 статьи 15 Федерального закона «О рекламе».

В этой связи распространявшаяся 15 и 16 апреля 2017 года в эфире радиопрограммы «Европа Плюс Саранск» реклама признана ненадлежащей и рекламораспространителю - АУ «Мордовия - 7 дней» выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, которое исполнено названным лицом в установленные антимонопольным органом сроки.

Вместе с тем, рекламораспространитель - АУ «Мордовия - 7 дней» привлечен к административной ответственности за совершение нарушения части 2 статьи 15 Федерального закона «О рекламе», санкции за которое предусмотрены частью 2 статьи 14.3 КоАП РФ. На правонарушителя наложен административный штраф в сумме 200 тыс.руб.

АУ «Мордовия - 7 дней» оспорило решение и предписание антимонопольного органа в Арбитражный суд Республики Мордовия, а постановление о наложении административного штрафа – в Федеральную антимонопольную службу, решение которого в последующем также обжаловало в Арбитражный суд Республики Мордовия.

Суть претензий АУ «Мордовия - 7 дней» сводится к тому, что: 1) территориальный антимонопольный орган неправильно произвел подсчет объема рекламы, поскольку исходил не из того, в каком СМИ размещалась реклама, а из того, кто ее фактически и технически ставил в эфир соответствующего СМИ; 2) выводы и порядок расчета объема рекламы, сделанные территориальным антимонопольным органом, противоречат разъяснениям ФАС России, изложенным в письме № АК/54871/15 от 08.10.2015; 3) территориальный антимонопольный орган не обладает полномочиями по расчету объема вещания радиопрограммы «Европа Плюс Саранск», поскольку такие полномочия относятся к компетенции Роскомнадзора.

Мордовское УФАС России не согласно полностью с такой позицией и апеллирует собранными доказательствами, относимость и допустимость которых прошли успешную проверку в Арбитражном суде Республики Мордовия по делу № А39-4968/2017, который 06 декабря 2017 года своим решением оставил в силе полностью акты антимонопольного органа.

В настоящее время судебное разбирательство по делу № А39-4968/2017 продолжается в Первом арбитражном апелляционном суде.

Следует отметить, что при досудебном обжаловании административного штрафа ФАС России своим решением оставила без изменения постановление Мордовского УФАС России, в котором сделан вывод о том, что территориальный антимонопольный орган действовал в пределах предоставленных Федеральным законом «О рекламе» полномочий и обоснованно вменил АУ «Мордовия – 7 дней» совершение административного правонарушения.

АУ «Мордовия - 7 дней», не согласившись с решением ФАС России, обжаловало акты антимонопольного органа в Арбитражный суд Республики Мордовия, которым возбуждено судебное разбирательство по делу №А39-9436/2017, в настоящее время приостановленное до вступления в законную силу судебного акта Арбитражного суда Республики Мордовия по делу №А39-4968/2017.

 

Наступивший 2018 год привнёс актуальные изменения в статью 14 Федерального закона «О рекламе», касающиеся увеличения объемов рекламы для региональных телеканалов, и с 11 января 2018 года вступили в силу следующие законодательные новации.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что общая продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы (в том числе такой рекламы, как телемагазины) и совмещения рекламы с телепрограммной способом «бегущей строки» или иным способом её наложения на кадр телепрограммы не может превышать 15% времени вещания в течение часа.

При этом новые части 3.4 и 3.5 статьи 14 Федерального закона «О рекламе» увеличивают предусмотренный вышеприведенной нормой допустимый объем рекламы в телепрограммах для региональных телеканалов, которые в соответствии с лицензией на вещание распространяются на территориях менее чем в половине субъектов Российской Федерации. Такие телеканалы допускается дополнительно увеличить общий объем рекламы за счет совмещения рекламы с телепрограммой способом «бегущей строки» - но не более 5% времени вещания в течение часа сверх общей продолжительности рекламы, то есть объем рекламы может быть увеличен до 20% времени вещания в течение часа.

Кроме того, в информационных и развлекательных телепередачах регионального телеканала, который в соответствии с лицензией на вещание распространяется на территориях менее чем половины субъектов Российской Федерации, предусматривается дополнительное увеличение объема рекламы в телепрограммах за счет совмещения рекламы с каждой телепередачей способом «бегущей строки» - но не более 15% времени вещания в течение часа сверх продолжительности рекламы в телепрограмме, предусмотренной частями 3 и 3.4 статьи 14 Федерального закона «О рекламе», то есть объем рекламы может быть увеличен до 35% времени вещания в течение часа.

 

Доклад по правоприменительной практике Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отдела контроля закупок Мордовского УФАС России

За 2016 год в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Управление) поступило: 225 жалоб (из них возвращено - 31, отозвано -15), по результатам рассмотрения которых 93 признано необоснованными, 85-обоснованными, в том числе частично, выдано 85 предписаний. Всего возбуждено 388 дел об административных правонарушениях.

За 2017 год в Управление поступило: 265 жалоб (из них возвращено - 33, отозвано - 24), по результатам рассмотрения которых 105 признано необоснованными, 103-обоснованными, в том числе частично, выдано 98 предписаний. Всего возбуждено 272 дела об административных правонарушениях.

 

Типовые и массовые нарушения обязательных требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

К вышеуказанным нарушениям, допускаемым заказчиками в Республике Мордовия, Управление относит:

- неправомерный допуск участников к участию в аукционах (неправомерный отказ в допуске);

- нарушение требований к содержанию протоколов комиссиями заказчиков (в протоколах рассмотрения заявок на участие в закупке не указывают конкретные положения заявки, не соответствующие конкретным положениям закупочной документации);

- установление в аукционной документации ненадлежащей инструкции по заполнению заявок в документации об электронном аукционе, в связи с чем участники закупки не имеют возможности определить, какие сведения необходимо указать при формировании первой части заявки на участие в электронном аукционе;

- сокращение сроков подачи заявок на участие в закупках, в том числе установление окончания срока подачи заявок нерабочий день;

- не включение в контракт обязательных условий, предусмотренных Законом о контрактной системе;

- указание в документации закупки терапевтически не значимых характеристик, без возможности поставки эквивалентного товара при закупках лекарственных препаратов, в том числе: указание конкретной формы выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например: флакон, ампула), определенной дозировки лекарственного препарата (например, 500 мг) без возможности поставки аналогичного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, 2 таблетки по 250 мг);

- неустановление единых требований к участникам закупки, предусмотренных статьей 31 Закона о контрактной системе.

Причинами нарушений Закона о контрактной системе является возможность неоднозначного толкования отдельных положений Закона о контрактной системе и отсутствие единообразной правоприменительной практики, ненадлежащая квалификация должностных лиц, осуществляющих полномочия в сфере закупок, отсутствие у них необходимых знаний и квалифицированной подготовки в области закупок, недооценка важности и значимости безусловного выполнения всех предусмотренных Законом о контрактной системе указаний.

 

За январь - 13 февраля 2018 г.г. в Управление поступило 10 жалоб, из них 2 отозваны, 3 возвращены, 4 признаны необоснованными, 1 - обоснованной. Вынесено 36 постановлений о назначении административных наказаний по делам об административных правонарушениях в виде штрафа, сумма которого составила 347 000 рублей.

Важные события.

Президент России подписал масштабные поправки в законодательство о закупках.

Поправки направлены, прежде всего на электронизацию госзакупок.

«Мы хотим существенно упростить процедуру закупок, сделать ее максимально понятной и единообразной для потенциальных участников. Перевод закупок на электронные площадки – один из важнейших шагов в этом направлении, благодаря которому все сложности закупочного процесса можно погрузить в функционал информационных систем, сделав закупки для пользователя проще», - отметил заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян.

  • поправками в Закон о контрактной системе вносится ряд изменений, важнейшее из которых - отказ от бумажной формы проведения закупок и перевод всех открытых закупочных процедур в электронную форму. Сейчас так проходит только электронный аукцион.

Остановимся на некоторых из них.

Изменения с 11 января 2018 года.

 

При отказе от заключения контракта с победителем закупки по основаниям, предусмотренным ч. 9 и 10 ст. 31 Закона о контрактной системе, заказчик может заключить контракт с иным участником, который предложил наиболее выгодную цену.

Товарный знак можно указывать при описании объекта любой закупки.

Как и раньше, необходимо сопроводить товарный знак словами "или эквивалент". Делать это не обязательно:

- если товары, выпускаемые под другими товарными знаками, несовместимы с товарами, которые использует заказчик;

- если закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией.

При уклонении победителя закупки от заключения контракта, заказчик направляет сведения об этом в контрольный орган в течение трех рабочих дней с даты признания победителя закупки уклонившимся. Условие о заключении контракта с другим участником исключено.

Жалобы физлиц, законные интересы которых не нарушены действиями (бездействием) заказчика либо положениями документации или извещения о закупке, рассматриваются по Федеральному закону о порядке рассмотрения обращений граждан.

 

Изменения с 1 июля 2018 года.

 

С этой даты вступит в силу основная часть изменений.

Требования к участникам дополнятся еще одним: отсутствие установленных законодательством ограничений для участия в закупках.

В контракт потребуется включать условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юрлицу или физическому лицу, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, связанных с оплатой контракта, если такие платежи подлежат уплате в бюджет заказчиком.

Новые электронные закупки заказчики смогут осуществлять в добровольном порядке. Помимо электронного аукциона в такой форме можно будет провести открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок и запрос предложений.

Если к этому времени не будут отобраны новые операторы электронных площадок, то такие закупки будут проводиться на старых площадках.

Для участия в электронных закупках в период с 1 июля по 31 декабря 2018 года нужно будет получить аккредитацию на электронной площадке так же, как и для участия в электронном аукционе.

 

Изменения с 1 января 2019 года.

 

С 1 января 2019 года заказчики будут обязаны проводить открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок и запрос предложений исключительно в электронной форме. Для закупок закрытыми способами, у единственного поставщика и ряда других сделали исключение.

Чтобы участвовать в электронных процедурах, нужно будет зарегистрироваться в едином реестре участников закупок.

 

Правила проведения электронного аукциона почти не изменяются. Серьезные поправки касаются только обеспечения заявки и аккредитации участников, но об этом далее.

 

Как проводить открытый конкурс в электронной форме

 

Заказчику необходимо будет не менее чем за 15 рабочих дней до окончания срока подачи заявок разместить в ЕИС извещение о закупке.

Заявка должна будет состоять из двух частей и предложения о цене контракта. Все три электронных документа потребуется одновременно направить оператору электронной площадки.

Процедура конкурса будет состоять из следующих этапов:

- подача заявок на электронной площадке;

- рассмотрение и оценка первых частей заявок;

- подача окончательных предложений о цене контракта на электронной площадке;

- рассмотрение и оценка вторых частей заявок;

- заключение контракта.

 

Как можно будет обеспечить заявку

 

Поправки предусматривают два вида обеспечения заявки: денежные средства и банковская гарантия, однако по 30 июня 2019 года можно будет пользоваться только первым из них.

Денежные средства потребуется вносить на специальные счета, открытые участникам в банках. Перечень банков установит правительство. Операторы электронных площадок будут взаимодействовать с этими банками.

 

Как проводить запрос котировок в электронной форме

 

Заказчику нужно будет разместить извещение о закупке в ЕИС не менее чем за пять рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок.

Участники должны будут подать заявки с помощью электронной площадки. Котировочная комиссия рассмотрит их и оформит протокол. Его следует направить оператору электронной площадки. Он ранжирует заявки: первый порядковый номер присваивает той, где указана самая низкая цена контракта. После этого оператор электронной площадки составляет протокол рассмотрения и оценки заявок. В него он включает сведения о победителе.

 

Как заключить контракт по результатам электронной процедуры

 

Контракты по итогам всех электронных процедур будут заключаться по одинаковым правилам.

Заказчик будет размещать в ЕИС и на электронной площадке проект контракта. Победитель должен будет подписать его или направить протокол разногласий. Такой протокол можно будет составить не более одного раза.

Заказчик должен будет подписывать проект контракта последним. С момента размещения в ЕИС контракт будет считаться заключенным.

 

Что такое единый реестр участников закупок

 

С 1 января 2019 года в ЕИС будет вестись единый реестр участников закупок.

Регистрация в ЕИС участников будет проходить в электронной форме и бесплатно. Операторы электронных площадок после регистрации участника в ЕИС должны будут аккредитовать его на своей площадке.

Лица, аккредитованные на площадках, но не прошедшие регистрацию в ЕИС, смогут подавать заявки только по 31 декабря 2019 года.

 

 

 

Наверх